12-12-2013, 12:39 admin просмотров: 134 комментариев: 0 Психология
Если вы вдруг заметили в своем доме мимо пробегавшего таракана, то вам стоит принять незамедлительные меры, если вы не хотите после бороться серьезно с этой напастью. Тем более, что сегодня существует достаточно эффективных средств от тараканов, которые способных избавить от насекомых раз и навсегда ваш дом. При этом мы имеем дело с очевидной стратификацией уровней реальности, которой ≪больше всего≫ в единичных вещах, меньше в материи и форме, еще меньше в видах и родах, пока она ни минимизируется в чисто мыслительном80. Стратификация реальности, обнаруживаемая у Дунса Скота, отличается от той, которую можно вычитать у Генриха. В обоих случаях различаются реальности экстраментальная и ментальная, но если фламандский философ сравнительно большее внимание уделял второй (в которой дифференциируются ≪действительные объекты мысли≫ и ≪фиктивные≫), то шотландский - первой, не углубляясь в ≪мир мыслительный≫, но и не отрицая его онтологический статус. Зато он большее внимание уделяет уровням реальности экстраментальной, чем его предшественник, выявляя здесь те ≪однонаправленные≫ градации, которые мы сочли существенным признаком онтологии реальности (см. § 1). Несмотря на все приоритеты ≪сингулярий≫ Скотт признает за универсалиями минимальный ≪реальный≫ статус, не выходя за рамки концептуализма. Однако сам концептуализм как ≪срединный путь≫ в решении проблемы универсалий обнаруживает признаки компромиссного подхода к этой проблеме. Поэтому неудивительно, что скотовский способ ее решения не мог удовлетворить последовательных номиналистов. Среди них нельзя не отметить ученика и оппонента Скота - Петра Аурели (ок. 1280-1322), францисканского теолога и философа, преподававшего в Болонье и Тулузе, написавшего несколько сочинений (помимо комментариев к ≪Сентенциям≫), получившего титул ≪доктор красноречивый≫ и ставшего со временем архиепископом Экс-ан-Прованса.
|